Close
Напишите или позвоните нам!
Telegram
WhatsApp
ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

В какой спорт отдать своего ребенка?

Как выбрать спорт для ребенка?

Вы когда-нибудь задумывались, почему как минимум половина детей не очень-то стремится заниматься спортом? Хотя физическая активность, потребность в движении очень естественна для детей и, если не смущать детей гаджетами, то они с удовольствием и много двигаются. Но, несмотря на это, когда дети оказываются в спортивной секции, после серии тренировочных занятий у многих пропадает желание заниматься. Более того, если в этот момент родители, руководствуясь какими-то своими личными причинами, заставляют ребенка (речь про возраст приблизительно до 10 лет) продолжать занятия, то чаще всего у ребенка развивается неприятие спорта, а у некоторых и вообще физкультуры в целом.

Почему так происходит? Основная причина – не получается. Просто банально требования к выполнению нужных движений и их координации превышают возможности ребенка на данный момент. Если допустить, что ребенок здоров, сыт, пришел в хорошем настроении, то основными причинами, как правило являются:
  • Неправильное построенное тренировочное занятие.
  • Педагогические ошибки в проведении тренировки.
  • Ребенок не подходит для выбранного вида спорта по ряду показателей. Это имеет решающее значение.

Нужно понимать особенности детского восприятия. Когда детям нравится то, чем они занимаются? Тогда, когда у них получается! Либо действительно получается, либо создается иллюзия успеха. Но ведь вас, родителей, интересует именно первый вариант? Тогда поехали дальше. Очень желательно, имея в виду именно детскую психику, чтобы получалось относительно легко и просто. Вряд ли ребенок будет проявлять Олимпийское спокойствие и терпение, осознанность и железный характер. А когда у ребенка получается относительно легко и быстро? Прежде всего тогда, когда ребенок прежде всего предрасположен к проявлению тех качеств, которые требуются на конкретном занятии. 

Часто получается так, что в секции плавания (к слову, плавать нужно уметь любому ребенку), с самыми серьезными намерениями (чаще всего это проблема родителей) оказываются вовсе не пловцы от природы, а ребята, больше склонные к, например, борьбе или штанге. Но вы, родители, этого не понимаете и не видите! У вас свои амбиции! Пусть вырастет второй Евгений Рылов или Александр Попов и ничто нас не остановит! И что происходит? Правильно! То, что описано выше. Ребенок и плавать не будет, и спортом до 40 лет заниматься не будет после такого прессинга.

Тогда возникает следующий вопрос. Как сделать так, чтобы ребенок с большей долей вероятности оказался на своем месте и у него получилось? Я предлагаю при выборе спортивной секции или нескольких секций учитывать следующие критические факторы:

  • Антропометрические характеристики и их анализ у ближайших родственников. Если вы понимаете, что ваша дочь не вырастет тонкой стройной ланью с высоким проявлением гибкости, ну, не отдавайте ее в жесточайшее синхронное плавание или в художественную гимнастику по - серьёзному. Только мучить будете ребенка. Посмотрите Олимпийские игры, прикиньте, в каком виде спорта чаще всего встречается подобный тип телосложения.
  • Сила и подвижность нервной системы, т.е. темперамент. Характер формируется постепенно, но вот темперамент дан нам изначально. Именно на него ложится вся эта социальная надстройка, которая и составит потом особенности личности человека. Если ребенок подвижный взрывной, то ему с большей степенью вероятности подойдут игровые виды спорта, единоборства, спринт в отдельных видах спорта. А если ребенок флегматичный, спокойный, то скорее всего он больше приспособлен переносить монотонию, склонен к индивидуальным видам спорта, к стайерским дисциплинам. Кроме того, именно темперамент в большей степени определяет особенность педагогического подхода к тренировке. Это обязательно нужно учитывать!
  • Генетические предпосылки. Технологии впереди планеты всей! Сейчас любой из вас может пойти в лабораторию и сдать генетический анализ, где специалисты определят, какие именно варианты генов у ребенка присутствуют. По результатам вы поймете предрасположенность ребенка к проявлению тех или иных качеств, например выносливости и силы, скорость восстановления, потенциальные проблемы. Все это поможет вас сориентировать. В генетическом анализе посмотрите прежде всего полиморфизмы и мутации следующих генов:


-      ACE (ген ангиотензин-конвертирующего фермента, который участвует в регуляции артериального давления)
-      DRD-2A (ген рецептора дофамина – тяга к занятиям спортом)
-      SR (HTR2A) (ген рецептора серотонина – способность получать удовольствие от достигнутых результатов)
-      PPARA (гены энергетического обмена )
-      PPARD(гены энергетического обмена )
-      PPARG(гены энергетического обмена )
-      PGC-1A (PPARGC1A)
-      ACTN3 (ген «композитного состава» мышечных волокон α-актинин-3)
-      AMPD1 (ген АМФ-дезаминазы (М-изоформа), который регулирует энергетическое обеспечение мышечного волокна и создание резерва во время восстановления)

В принципе, этого набора достаточно, но, если есть желание, то можно расширить анализ дополнительными генами.

  • Ну и, конечно же, интерес к виду спорта непосредственно самого ребенка и это не менее важно, чем всё остальное.

Проанализировав эти факторы, вы сможете определить:

  • Группы видов спорта, в которых ребенок с большей долей вероятности может реализовать себя. Например, в видах спорта с преимущественным проявлением выносливости или скоростно-силовые виды спорта, сложно-координационные виды спорта или виды, где нужен абсолютный уровень силы.
  • Предполагаемую специализацию ребенка внутри групп видов спорта. Спринтер, средневик, стайер.
  • Предпочтительный педагогический метод, подходящий для вашего ребенка. Например, известно, что дети лучше усваивают навыки в игровой форме занятия, но есть дети, которые изначально готовы к индивидуальной и относительно монотонной тренировке.
  • Особенности методики развития на последующих этапах спортивной подготовки. Станет понятно, что лучше развивает юного спортсмена. Например, тренировки равномерным дистанционным методом с большими объемами или более интенсивная интервальная работа.

В заключение дам универсальный совет. Пробуйте новые и новые виды спорта в раннем возрасте! Не бойтесь менять секции. Всё это – школа движений, необходимая вашему ребенку. И, если ему захочется, понравится и начнет получаться, то вспомните эту статью и помогите ребенку сделать шаг в нужную сторону.

С уважением, главный тренер спортивной экосистемы ЦиклON, Игорь Сысоев.