Мне посчастливилось принять участие в данном мероприятии. Семинар проходил в очень свободной форме дискуссии, многое встало на свои места, на какие-то вещи удалось взглянуть под новым углом, а что-то было новым. Коротко, в формате «записок на полях» мои записи выглядели следующим образом:
- в процессе процедуры визуализации необходимо идти от простых элементов без дополнительных подробностей к более сложным компексным образам
- если во время визуализии возникают образы ошибок, необходимо вернуться к началу процедуры
- необходимо убрать в процессе визуализации стрессовые факторы
- одна из задач спортсмена — это мониторинг, осознанность мыслей в процессе подготовки
- хорошее/плохое субъективное восприятие своих ощущений на этапе сужения не всегда связано с результатами на соревнованиях
- у всех без исключения спортсменов бывает «плохое» состояние. Необходимо достичь состояния приятия, примириться с этим состоянием, потому что такие ощущения — это нормально
- тревога заставляет сознательно управлять движениями, моторные навыки нарушаются
- одно из важнейших условий существенного увеличения уровня стресса — это зацикленное проигрывание сценария «что, если…». Спортсмен в этом случае становится «предсказателем будущего».
- лучше всего запоминаются негативные ситуации
- самое благоприятная благоприятная ситуация — это переход в состояние «здесь и сейчас». В данном моменте нет волнения
- состояние потока очень важно. Поток характеризуется расслабленной концентрацией, специфическими ощущениями (силы, воды и т.п.), готовности, состоянием покоя, непрерывностью и направленностью, ментальным безмолвствием, позитивными образами, нахождением в процессе
- слишком много попыток удержать концентрацию на разных вещах тормозят мозг
- контролируй контролируемое
- весь процесс тренировочной и соревновательной деятельности можно разделить на категории «могу контролировать» — «не могу контролировать». При этом результат на старте относится к категории «не могу контролировать», т.к. это по сути окружающая среда в будущем. Здесь и сейчас мы не можем его контролировать.
- акцент должен быть на том, что мы можем контролировать
- акцент на неконтролируемом (на результате в том числе) увеличивает уровень психофизиологической активации до критических значений
- концентрация на «могу контролировать» увеличивает уровень уверенности в себе, а на «не могу контролировать» наоборот уменьшает
- обязательно должен быть «разбор полетов», анализ не только после неудачных выступлений, но и после успешных выступлений
- сендвич обратной связи. В процессе анализа спортсмены запоминают начало и конец. Поэтому позитивные факты должны быть в начале и конце, а в середине весь негатив
- кто эксперт? Это самый важный вопрос. Нужно поменяться ролями со спортсменом. Экспертом должен стать он, а задача тренера задавать правильные вопросы
- возможно есть смысл вообще не давать информации спортсменам, а только задавать вопросы
- экспертиза заключается не только в знании, но и в умении выявить талант
- после «разбора полетов» обязательно нужно подводить черту, не давая оценок. Спросить, что запомнил и какие выводы сделал
- стиль разговора превыше его содержания