Вы когда-нибудь задумывались, почему как минимум половина детей не очень-то стремится заниматься спортом? Хотя физическая активность, потребность в движении очень естественна для детей и, если не смущать детей гаджетами, то они с удовольствием и много двигаются. Но, несмотря на это, когда дети оказываются в спортивной секции, после серии тренировочных занятий у многих пропадает желание заниматься. Более того, если в этот момент родители, руководствуясь какими-то своими личными причинами, заставляют ребенка (речь про возраст приблизительно до 10 лет) продолжать занятия, то чаще всего у ребенка развивается неприятие спорта, а у некоторых и вообще физкультуры в целом.
Почему так происходит? Основная причина – не получается. Просто банально требования к выполнению нужных движений и их координации превышают возможности ребенка на данный момент. Если допустить, что ребенок здоров, сыт, пришел в хорошем настроении, то основными причинами, как правило являются:
Неправильное построенное тренировочное занятие.
Педагогические ошибки в проведении тренировки.
Ребенок не подходит для выбранного вида спорта по ряду показателей. Это имеет решающее значение.
Нужно понимать особенности детского восприятия. Когда детям нравится то, чем они занимаются? Тогда, когда у них получается! Либо действительно получается, либо создается иллюзия успеха. Но ведь вас, родителей, интересует именно первый вариант? Тогда поехали дальше. Очень желательно, имея в виду именно детскую психику, чтобы получалось относительно легко и просто. Вряд ли ребенок будет проявлять Олимпийское спокойствие и терпение, осознанность и железный характер. А когда у ребенка получается относительно легко и быстро? Прежде всего тогда, когда ребенок прежде всего предрасположен к проявлению тех качеств, которые требуются на конкретном занятии.
Часто получается так, что в секции плавания (к слову, плавать нужно уметь любому ребенку), с самыми серьезными намерениями (чаще всего это проблема родителей) оказываются вовсе не пловцы от природы, а ребята, больше склонные к, например, борьбе или штанге. Но вы, родители, этого не понимаете и не видите! У вас свои амбиции! Пусть вырастет второй Евгений Рылов или Александр Попов и ничто нас не остановит! И что происходит? Правильно! То, что описано выше. Ребенок и плавать не будет, и спортом до 40 лет заниматься не будет после такого прессинга.
Тогда возникает следующий вопрос. Как сделать так, чтобы ребенок с большей долей вероятности оказался на своем месте и у него получилось? Я предлагаю при выборе спортивной секции или нескольких секций учитывать следующие критические факторы:
Антропометрические характеристики и их анализ у ближайших родственников. Если вы понимаете, что ваша дочь не вырастет тонкой стройной ланью с высоким проявлением гибкости, ну, не отдавайте ее в жесточайшее синхронное плавание или в художественную гимнастику по - серьёзному. Только мучить будете ребенка. Посмотрите Олимпийские игры, прикиньте, в каком виде спорта чаще всего встречается подобный тип телосложения.
Сила и подвижность нервной системы, т.е. темперамент. Характер формируется постепенно, но вот темперамент дан нам изначально. Именно на него ложится вся эта социальная надстройка, которая и составит потом особенности личности человека. Если ребенок подвижный взрывной, то ему с большей степенью вероятности подойдут игровые виды спорта, единоборства, спринт в отдельных видах спорта. А если ребенок флегматичный, спокойный, то скорее всего он больше приспособлен переносить монотонию, склонен к индивидуальным видам спорта, к стайерским дисциплинам. Кроме того, именно темперамент в большей степени определяет особенность педагогического подхода к тренировке. Это обязательно нужно учитывать!
Генетические предпосылки. Технологии впереди планеты всей! Сейчас любой из вас может пойти в лабораторию и сдать генетический анализ, где специалисты определят, какие именно варианты генов у ребенка присутствуют. По результатам вы поймете предрасположенность ребенка к проявлению тех или иных качеств, например выносливости и силы, скорость восстановления, потенциальные проблемы. Все это поможет вас сориентировать. В генетическом анализе посмотрите прежде всего полиморфизмы и мутации следующих генов:
- ACE (ген ангиотензин-конвертирующего фермента, который участвует в регуляции артериального давления) - DRD-2A (ген рецептора дофамина – тяга к занятиям спортом) - SR (HTR2A) (ген рецептора серотонина – способность получать удовольствие от достигнутых результатов) - PPARA (гены энергетического обмена ) - PPARD(гены энергетического обмена ) - PPARG(гены энергетического обмена ) - PGC-1A (PPARGC1A) - ACTN3 (ген «композитного состава» мышечных волокон α-актинин-3) - AMPD1 (ген АМФ-дезаминазы (М-изоформа), который регулирует энергетическое обеспечение мышечного волокна и создание резерва во время восстановления)
В принципе, этого набора достаточно, но, если есть желание, то можно расширить анализ дополнительными генами.
Ну и, конечно же, интерес к виду спорта непосредственно самого ребенка и это не менее важно, чем всё остальное.
Проанализировав эти факторы, вы сможете определить:
Группы видов спорта, в которых ребенок с большей долей вероятности может реализовать себя. Например, в видах спорта с преимущественным проявлением выносливости или скоростно-силовые виды спорта, сложно-координационные виды спорта или виды, где нужен абсолютный уровень силы.
Предполагаемую специализацию ребенка внутри групп видов спорта. Спринтер, средневик, стайер.
Предпочтительный педагогический метод, подходящий для вашего ребенка. Например, известно, что дети лучше усваивают навыки в игровой форме занятия, но есть дети, которые изначально готовы к индивидуальной и относительно монотонной тренировке.
Особенности методики развития на последующих этапах спортивной подготовки. Станет понятно, что лучше развивает юного спортсмена. Например, тренировки равномерным дистанционным методом с большими объемами или более интенсивная интервальная работа.
В заключение дам универсальный совет. Пробуйте новые и новые виды спорта в раннем возрасте! Не бойтесь менять секции. Всё это – школа движений, необходимая вашему ребенку. И, если ему захочется, понравится и начнет получаться, то вспомните эту статью и помогите ребенку сделать шаг в нужную сторону.
С уважением, главный тренер спортивной экосистемы ЦиклON, Игорь Сысоев.