ЦиклON

Тренерские игры

  В прошлом году мы представили очерк о психологических играх в которые играют спортсмены со своими тренерами. Под игрой подразумевалась осознанная непродуктивная деятельность, мотивом которой является не результат, но процесс сам по себе. Как правило играющие не стремятся получить какой-либо рациональный позитивный результат, но зарабатывают своеобразные психологические «бонусы», помогают разрешению собственных внутренних конфликтов. Однако, следует все же признать, что все-таки взаимоотношения между тренерами лежат в большей степени в профессиональной плоскости, нежели взаимоотношения между спортсменами и тренерами, поэтому психологические игры здесь в некоторых случаях имеют скорее характер скрытой манипуляции, нежели чистой игры.

Было бы несправедливым не сделать попытку описать наиболее распространенные игры и среди тренерского состава, ведь тренеры тоже люди, каждый со своим характером и, чаще всего, жесткими жизненными установками. Итак:

 

 

  1. Хитрец. Игра в которой тренер намеренно дезинформирует других тренеров по совершенно разными аспектам. От организационных вопросов, до текущих результатов своих спортсменов. Сказать какую-нибудь намеренно искаженную информацию, особенно, если это «по секрету» и посмотреть, как она двигается – любимое развлечение играющих.
  2. Сказочник. Пожалуй, наиболее любимая тренерами игра. Она довольно безобидная, но может перерасти в более серьезные варианты или даже в манипуляцию. Игра может рассматриваться, как одна из разновидностей «Хитреца». Тренер, играющий в эту игру искренне верит в сверхспособности своих спортсменов и каждый раз рассказывает остальным тренерам «сказки» про невероятные достижения подопечных, которые всегда никто, кроме него самого не видел. Целью игры является повышение самооценки и уверенности в своих силах. Главное – не заиграться, а то можно потерять связь с реальностью.
  3. Шпион. В этой игре основой является стремление к ощущению обладания тайной информацией. Например, результатами конкурирующей группы. Прийти на стадион и «тайно» позасекать чужих спортсменов – яркий пример. У играющего тренера секундомер всегда в кармане. Не важно что именно отсекать, важен сам процесс! В дальнейшем, эта игра может совмещаться со следующей в списке.
  4. Провокатор. Тренер может намеренно давать остальным тренерам определенную информацию, подталкивая их к определенным решениям.  Информация, полученная в ходе игры в шпиона может подаваться под соусом «посмотри, да он не бежит уже, давай уберем его». Или может быть такой вариант, когда тренер, играющий в эту игру, провоцирует чужих спортсменов на нарушение спортивного режима, а потом с радостью их разоблачает перед другими тренерами.
  5. Торопыга. Играть в торопыгу очень выгодно, когда надо заставить человека принять неверное/необдуманное решение. Например позвонить и спросить: «я сейчас в кассах стою, покупаю билеты на сбор на три месяца. У тебя 5 минут, чтобы принять решение, твои едут или нет». В итоге жертва начинает суетиться и как правило принимает не оптимальное решение. «Решить нужно сегодня и срочно» - любимая фраза в этой игре.
  6. Собутыльник. То, что многие тренеры частенько выпивают, ни для кого не секрет, но некоторые делают это в корыстных целях. Например, можно собрать всех тренеров, накрыть стол, но самому оставаться в неизмененном состоянии сознания и слушать, что говорят другие.
  7. Свой парень. В этой игре тренер пытается с помощью собственных мини откровений вынудить своего оппонента на гораздо более существенную откровенность и получить таким образом ценную в своем понимании информацию. Стратегия игры очень проста. Играющий делает периодически вбросы информации, какие-то нестандартные или «как бы скрываемые» случаи из своей практики и ждет ответной реакции. Как только жертва начинает выкладывать примерно похожую информацию и в целом двигается в нужном русле, следует новый вброс и таким образом стимулируется получение информации, которой оппонент в общем-то и не собирался делиться. 
  8. Эксперт. Тренер, который получает положительные ощущения при демонстрации другим тренерам своих безграничных знаний. Важное отличие от настоящего эксперта, не игрового, состоит в том, что на просьбу привести конкретные примеры ловко уходит на отвлеченную беседу. Играющие любят компании из благодарных слушателей, в их речи очень много неопределенных категорий: «существуют методики», «по последним данным», «я все знаю по этой теме, можете не рассказывать». Наверное, из всех игр и манипуляций среди тренеров эта  - самая опасная и деструктивная для спортсменов. Эксперты часто (и исподтишка) любят лезть в чужие тренировочные программы со своими комментариями и в подавляющем числе случаев, не обладая необходимой компетентностью, начинают критиковать программы других тренеров, вносят сомнение в ряды спортсменов. После чего удаляются, получив значительный психологический выигрыш.
  9. Критик. Любитель получать бонусы от критики коллег, выраженной в отсутствии этих самых коллег. По большому счету – это самоутверждение за чужой счет. Эта игра часто выступает в роли своеобразного психологического допинга для играющего. Ведь можно ничего не делая самому, и унижая других, получить ощущение увеличения собственной компетенции в глазах слушателей и повысить самооценку. Ведь если ты критикуешь, то наверное, знаешь предмет лучше других? И чем более сильного оппонента унижаешь, то вроде как и сам силен? Так ведь? Или нет? 
  10. Нытик. Одна из самых любимых игр тренеров. Рассказать друг другу, что все плохо, все враги, нет никаких условий для работы, спортсмены пошли не те… Что может быть приятнее? Иногда в эту игру играют коллективно и тогда этот процесс может продолжаться бесконечно, полностью разваливая творческий подход и увеличивая потери времени. Важным наблюдением является тот факт, что не всегда в игре находится игрок, способный рассказать еще и о том, как надо сделать. И никогда у играющих не наблюдается никаких реальных действий по исправлению ситуации. 
  11. Лозунг. В лозунг обычно играют тренеры, у которых не хватает доказательной базы или компетенции. Обычно играющие составляют себе ряд громко звучащих заявлений, например «моего спортсмена угробили» и не разворачивая тему, перекладывают таким образом ответственность с себя на кого угодно. «Всё руководство – воры». «У Петрова все на игле тренируются». Приговор вынесен, обжалованию не подлежит! Часто таким образом тренеры отвлекают внимание от провалов в собственной работе, заставляя отложить вопросы к игроку по существу (например, попросив данные по проделанной работе) и пытаются перевести жертву в позицию обороняющегося.
  12. Отличник. Если вы идете на тренировку и за километр слышите бурную деятельность тренера, то скорее всего этот тренер играет в отличника. По сути это внутренняя стимуляция собственного эго за счет нарочитой демонстрации работы. Предполагается, что остальные тренеры, присутствующие рядом, должны быть несколько подавлены. Такие тренеры часто носятся за своим спортсменом без всякой на то необходимости и стараются говорить так, чтобы их слышал не только ученик, но и все окружающие. Это довольно безобидная и на самом деле смешная, немного детская игра, которая со временем переходит уже просто в манеру работы.
  13. Танцор. И вашим и нашим и споем и спляшем. В этой игре тренер отчаянно пытается понравится всем остальным тренерам и полностью разделяет мнение собеседника и при этом способен менять мнение по 5 раз в день, в зависимости от количества оппонентов. И вроде все отлично, но опасность в том, что если вовремя не понять, что человек играет, то можно проявить излишнее доверие и в нужный момент это сработает негативным образом.
  14. Параноик. Играющий в эту игру тренер всегда на взводе. Неважно, что ему говорят коллеги, он всегда найдет подвох и всегда готов вступить в открытый конфликт. Тренера постоянно терзает ощущение того, что ему что-то недодали, где-то обхитрили, а его спортсмены обделены. У такого специалиста как правило очень высокая самооценка, ведь ему кажется, что весь мир вертится вокруг него и все окружающие враги целыми днями строят планы по его уничтожению. При отсутствии реальных результатов у такого тренера, эта игра может портить настроение окружающим. При наличии реальных результатов – может создавать серьезные помехи в работе для всех.
  15. Конспираторы. Как правило это коллективная игра. Группа тренеров создает видимость обладания неким «философским камнем» в роли которого может выступать абсолютно что угодно, даже перо журавля, если его после аэробных тренировок вставлять своим спортсменам, например, в ухо. Ожидается, что остальные тренеры будут как минимум завидовать, а лучше, если будут проситься посмотреть. Так же есть разновидность игры, когда конспираторы планируют плохо/хорошо скрываемую «спецоперацию» против каких-то других тренеров. Тут, как и любой игре, важен сам процесс. До реальных действий обычно дело не доходит.

С удовольствием дополним статью вашими собственными наблюдениями. Заканчивая очерк, хотелось бы напомнить всем тренерам, что тот, кто не хочет – ищет причины, а тот, кто хочет – возможности. Ищите возможности все-таки делать ваших учеников и себя самих лучше! 

С уважением, главный тренер ФССП ЦиклON Игорь Сысоев