Основы спортивной психологии в спорте высших достижений. Семинар. Заметки на полях

17 апреля 2017  ФГБУ«Федеральный научный центр физической культуры и спорта»(ФГБУ ФНЦ ВНИИФК) и Шотландский институт спорта (Великобритания) организовали и провели обучающую программу на тему: «Роль спортивной психологии в подготовке высококвалифицированных спортсменов: зарубежный опыт».

Семинар по писхологии

Мне посчастливилось принять участие в данном мероприятии. Семинар проходил в очень свободной форме дискуссии, многое встало на свои места, на какие-то вещи удалось взглянуть под новым углом, а что-то было новым. Коротко, в формате «записок на полях» мои записи выглядели следующим образом:

  • в процессе процедуры визуализации необходимо идти от простых элементов без дополнительных подробностей к более сложным компексным образам
  • если во время визуализии возникают образы ошибок, необходимо вернуться к началу процедуры
  • необходимо убрать в процессе визуализации стрессовые факторы
  • одна из задач спортсмена — это мониторинг, осознанность мыслей в процессе подготовки
  • хорошее/плохое субъективное восприятие своих ощущений на этапе сужения не всегда связано с результатами на соревнованиях
  • у всех без исключения спортсменов бывает «плохое» состояние. Необходимо достичь состояния приятия, примириться с этим состоянием, потому что такие ощущения — это нормально
  • тревога заставляет сознательно управлять движениями, моторные навыки нарушаются
  • одно из важнейших условий существенного увеличения уровня стресса — это зацикленное проигрывание сценария «что, если…». Спортсмен в этом случае становится «предсказателем будущего».
  • лучше всего запоминаются негативные ситуации
  • самое благоприятная благоприятная ситуация — это переход в состояние «здесь и сейчас». В данном моменте нет волнения
  • состояние потока очень важно. Поток характеризуется расслабленной концентрацией, специфическими ощущениями (силы, воды и т.п.), готовности, состоянием покоя, непрерывностью и направленностью, ментальным безмолвствием, позитивными образами, нахождением в процессе
  • слишком много попыток удержать концентрацию на разных вещах тормозят мозг
  • контролируй контролируемое
  • весь процесс тренировочной и соревновательной деятельности можно разделить на категории «могу контролировать» — «не могу контролировать». При этом результат на старте относится к категории «не могу контролировать», т.к. это по сути окружающая среда в будущем. Здесь  и сейчас мы не можем его контролировать.
  • акцент должен быть на том, что мы можем контролировать
  • акцент на неконтролируемом (на результате в том числе) увеличивает уровень психофизиологической активации до критических значений
  • концентрация на «могу контролировать» увеличивает уровень уверенности в себе, а на «не могу контролировать» наоборот уменьшает
  • обязательно должен быть «разбор полетов», анализ не только после неудачных выступлений, но и после успешных выступлений
  • сендвич обратной связи. В процессе анализа спортсмены запоминают начало и конец. Поэтому позитивные факты должны быть в начале и конце, а в середине весь негатив
  • кто эксперт? Это самый важный вопрос. Нужно поменяться ролями со спортсменом. Экспертом должен стать он, а задача тренера задавать правильные вопросы
  • возможно есть смысл вообще не давать информации спортсменам, а только задавать вопросы
  • экспертиза заключается не только в знании, но и в умении выявить талант
  • после «разбора полетов» обязательно нужно подводить черту, не давая оценок. Спросить, что запомнил и какие выводы сделал
  • стиль разговора превыше его содержания

Ну, вот так вкратце. Надеюсь, эта информация заинтересует вас и даст пищу для дальнейших размышлений.

С уважением, главный тренер ФССП ЦиклON и спортивной сборной команды РФ Игорь Сысоев.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>