Психофизиология спорта

Индивидуализация тренировочного процесса, обеспечение успешности выступления на соревнованиях немыслимы в настоящее время без учета индивидуальных особенностей человека. Поэтому среди различных аспектов обеспечения спортивной деятельности особое место занимает психофизиологическое сопровождение, в котором особое место принадлежит подходу, связанному с изучением типологических особенностей нервной системы (сила процессов возбуждения и торможения, их подвижность и уравновешенность).

Установлено, что свойства нервной системы оказывают прямое или косвенное влияние на все компоненты поведения и деятельности спортсменов: мотивы, способности, устойчивость к неблагоприятным состояниям, реакции на тренировочные и соревновательные нагрузки, стиль деятельности. Например, спортсмены со слабой нервной системой показывают на тренировочных занятиях и прикидках, как правило, лучшие результаты, чем на официальных соревнованиях. Спортсмены же с сильной нервной системой более эффективно выполняют деятельность на соревнованиях, чем на тренировках. Это объясняется тем, что для первых соревнования являются чрезмерным стимулом, в то время как для вторых тренировочная обстановка является недостаточно сильным раздражителем.

Формирование «своего», т.е. соответствующего типологическим особенностям стиля спортивной деятельности приводит к более высоким темпам освоения технико-тактических действий, что сказывается и на более быстром выполнении нормативов спортивных разрядов. Устойчивость спортсменов к неблагоприятным факторам тренировочных нагрузок, в частности — к монотонии, тоже влияет на быстроту выполнения нормативов спортивных разрядов.

Быстрота, прироста физических качеств (силы и скоростно-силовых) зависит от типологических особенностей, но эта зависимость опосредована интенсивностью и объемом нагрузки. Больший прирост скоростно-силовых качеств у лиц с сильной нервной системой наблюдается при использовании интенсивной (околопредельной) нагрузки, а у лиц со слабой нервной системой — при использовании объемной (средней и большой интенсивности) нагрузки. Отсюда тренеры должны давать нагрузки с учетом того, какая сила нервной системы имеется у спортсмена.

Использование знаний о типологии спортсменов полезно и при планировании всего тренировочного цикла, т.е. не только величины нагрузки, но и частоты и длительности пауз отдыха. Лицам с. сильной нервной системой можно давать не только большую по интенсивности нагрузку, но и с меньшими интервалами, так как восстановление у них происходит быстрее, чем у лиц со слабой нервной системой.
Спортсмены с инертностью нервных процессов могут выполнять большую нагрузку в одном занятии, но время восстановления у них больше, поэтому перерывы между занятиями для них должны планироваться более длительные.

Регулирующие воздействия тренеров, врачей, психологов на спортсменов могут быть разнообразными. Различны и реакции на них спортсменов. Одни из них более внушаемы (это чаще спортсмены со слабой нервной системой и высокой тревожностью), поэтому легче подвергаются регулирующим воздействиям извне. Другие менее внушаемы (в основном это спортсмены с сильной нервной системой), поэтому они труднее подвергаются воздействиям извне, но более эффективно используют приемы саморегуляции, например, занимаясь аутогенной тренировкой.

Естественно, регуляция состояния тех или других должна быть разной. Лиц со слабой нервной системой рекомендуется чаще поощрять, а на их неудачи не реагировать. Спортсменов с сильной нервной системой, если они не проявили полностью своих возможностей, отнеслись легкомысленно к заданию можно и критиковать, не боясь вызвать у них упадническое настроение.

Важность дифференциально-психофизиологического подхода к спортивной деятельности состоит в том, что он позволяет прогнозировать особенности поведения данного спортсмена в определенной ситуации, а также его способности (на основании выявления у спортсмена набора типологических особенностей и знания того, в каких сочетаниях они влияют на особенности поведения и способности).

Психофизиологическое прогнозирование с учетом типологических особенностей свойств нервной системы является лишь составной, хотя и необходимой частью комплексного прогноза эффективности, деятельности спортсмена. Прогноз должен строиться также на изучении направленности личности спортсмена, его мотивации к данной деятельности и морфо-физиологических и биохимических особенностей. Поэтому психофизиологическое прогнозирование связано с установлением предпосылок для эффективного осуществления той или иной спортивной деятельности, а не предсказанием ее конкретного результата.

Еще один существенный аспект психофизиологического сопровождения подготовки спортсменов заключается в использовании специфических средств коррекции для полноценного восстановления функционального состояния организма. Лечебно-восстановительные эффекты проявляются опосредованно, через активацию центральных нервных механизмов, регулирующих вегетативные функции, психическую и двигательную активность, эмоции и поведение, т.е. через повышение неспецифической резистентности организма. Свою высокую эффективность в этом отношении доказали методы аудио-визуальной стимуляции, транскраниальной стимуляции головного мозга, бинауральной синхронизации работы полушарий мозга и ряд других. Корректный выбор наиболее подходящего метода, а так же индивидуализация характеристик соответствующих воздействий при этом обеспечивается предварительно проводимым углубленным психофизиологическим обследованием.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>