ЦиклON

Они такие разные. Любители и профессионалы.

Так ли это на самом деле? Действительно ли утверждение, что особенности подготовки спортсменов-любителей и профессиональных спортсменов кардинально различаются? Возможно, что так, а возможно, что нет. Давайте взглянем на это глазами тренера. Для удобства выделим несколько категорий.

Свободное время

В отношении свободного времени спортсмен-любитель может оказаться как выигрышном, так и в проигрышном варианте. Если человек не работает, например на пенсии, то он, скорее всего, может распоряжаться своим временем так, как ему это больше нравится. Тот же, кто работает (и много работает) имеет значительно меньшее количество свободного времени и для занятий спортом должен серъезно структурировать свой жизненный график, что в общем-то не плохо, однако не каждый способен это сделать. Профессиональному спортсмену в этом отношении легче, т.к. его с детства учили грамотно использовать свое время, и он не отвлекается на посторонние дела. Задача тренера, работающего с любителями, в этом отношении заключается в оптимизации имеющегося в распоряжении свободного времени ученика

История

Тренер, начинающий работу с любителем, видит перед собой прежде всего человека с историей, т.е. с некоторым балластом, который неизбежно будет сдвигать направление тренировочного процесса в ту, или иную сторону. Вполне возможно, жизненный опыт ученика сформирует несколько предвзятое отношение к тому или иному методу \способу работы. Задача тренера в этом случае состоит в поисках компромисса, так или иначе направленного на достижение учеником цели. Профессиональные спортсмены, как правило, гораздо более лояльны и тренер, таким образом, имеет более богатый практический арсенал.

Опыт

Это почти тоже самое, что и история, только более специфичная. Любитель может как иметь опыт, так и не иметь. Профессиональный спортсмен – это всегда опытный человек. Тренируя любителя всегда надо учитывать, какой опыт имеет ученик и как он к нему относится. Существует отдельная категория любителей, которые считают, что «опыт бывает только свой» (что, в общем-то, верно при грамотном подходе) и мечущиеся, как слепая лошадь по всем возможным методикам, постепенно теряя мотивацию.

Возраст

Как правило, любители – это значительно более возрастные люди, нежели профессионалы. Тренер, беря ученика-любителя в возрасте (например, в 40 лет) понимает, что опорно-двигательный аппарат уже либо поврежден, либо близок к этому и может повредиться даже при незначительной нагрузке. С этой целью перед началом работы с основными развивающими нагрузками необходимо укрепить опорно-двигательный аппарат. Возрастной спортсмен-любитель имеет значительно более долгий период восстановления по сравнению с профессионалом того же возраста и это необходимо учитывать при составлении структуры и длительности микро и мезоциклов. Очень большое количество любителей изначально имеют слабое сердце. В этом случае период подготовительной работы может затягиваться в 2, иногда в три раза по сравнению с профессионалами.

Мотивация

Здесь любители и профессионалы примерно на одном уровне. Обе категории могут быть как сильно замотивированны, так и находиться в полной прострации. Отличается только способность обретать мотивацию заново. Профессионалы способны самомотивироваться, а любители более подвержены влиянию извне. Тренеру при работе с любителями надо более внимательно относиться к мотивации своих учеников и применять гораздо более широкий спектр различных мотивирующих средств.


Отношение к неудачам

Любители значительно тяжелее переносят неудачи по сравнению с профессиональными спортсменами такого же типа силы нервной системы. Профессионалы быстро делают выводы и используют этот опыт в дальнейшей работе. Любители же значительно более эмоционально воспринимают подобного рода ситуации. Научить своего ученика-любителя не сдаваться ни при каких обстоятельствах – особое искусство тренера.

Отношение к тренировкам

Часто бывает так, что для любителя тренировочный процесс – это цель. Для профессионала тренировка – всегда средство. Любителям очень нравится окружить себя всеми возможными устройствами и с поистине маниакальной страстью предаться процедуре измерения всего и везде. Редко, когда профессиональный спортсмен будет тратить свое время на поиск всевозможных зависимостей, постройку фантастических графиков, не имеющих особой практической ценности. Профессионалы более адекватно относятся к тренировке и всегда делают то, что нужно, а не так, «как нога пошла». При работе с любителями тренеру необходимо донести до своего ученика мысль о том, для чего нужны все эти тренировки и все время удерживать в его внимании главную\ конечную цель.

Соревнования

Огромная разница между любителями и профессионалами проявляется именно во время соревнований. Профессиональные спортсмены с малых лет умеют управлять своим уровнем активации, справляться с эмоциями, в нужный момент сконцентрироваться и показать все, на что способны. Психология победителя и «реакция льва» — отличительная особенность профессионального спортсмена. Для любителей соревновательная обстановка зачастую является проблемой, ведь навыки тонкой психофизиологической регуляции не являются врожденными, им необходимо обучиться. Тренеру очень желательно вести работу со своими учениками и в этом направлении

Отношения между собой

Здесь спортсмены-любители – малые дети. Все те «шалости», которые профессиональные спортсмены проходили в молодые годы, возрастные спортсмены вполне способны реализовать в настоящем времени. Например, позавидовав более удачливому сопернику, распустить какой-нибудь неласковый слух, или связать ему кроссовки в транзитной зоне, если речь идет о триатлоне. Удивляет, как иногда могут себя вести вполне солидные люди во время и, главное , после борьбы. Профессионалы стараются избегать таких ситуаций и практически всегда проявляют уважение к соперникам и к их, что не менее важно, заслугам. Тренер должен своим примером донести до сознания учеников-любителей мысль о взаимоуважении и дружбе в спортивной среде

Отношение к тренеру

К сожалению, многие любители не всегда понимают важность тренера в своей спортивной жизни. Нередко они начинают блуждать в различных методиках, впадают в зависимость от «модных» книг или учений. Или просто, начитавшись всего подряд, сами у себя формируют ореол «всезнания». Настоящий профессионал знает, что чем больше он узнает, тем больше вопросов появляется. Такой профессиональный спортсмен, став тренером, никогда не будет говорить: «тренируйся, как я», а всегда попытается «вжиться» в шкуру своего ученика, увидеть его изнутри, понять его мотивы и возможности. Для профессионального спортсмена тренер – это половина его самого. Как правило, чем выше квалификация спортсмена, тем более острую потребность в тренере он испытывает.

Спортсмены-любители! Ищите своих тренеров! Своих хороших тренеров!

P.S. Статья никоим образом не претендует на всеобъемлющее повествование и представляет собой лишь небольшую тематическую зарисовку.